Skip to Menu Skip to Content Skip to Footer

Общественная наблюдательная комиссия может стать подконтрольной МВД Татарстана

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать

По данным правозащитников, МВД Татарстана активно продвигает своих сторонников в новый состав Общественной наблюдательной комиссии республики, которая имеет право на беспрепятственный доступ в любое закрытое учреждение. Этих кандидатов (в том числе действующего сотрудника центрального аппарата МВД) поддержала Общественная палата Татарстана, отказавшаяся в то же время дать рекомендации всем выдвиженцам от других общественных организаций.

31 октября истекает срок выдвижения кандидатов в Общественную наблюдательную комиссию (ОНК) по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания, Республики Татарстан.

За два года работы нынешний состав ОНК Татарстана посетил все исправительные колонии и следственные изоляторы УФСИН и 34 милицейских спецучреждения (изоляторы временного содержания, спецприемники, камеры для административно задержанных) республики. Осенью прошлого года общественники обратились к премьер-министру Татарстана с просьбой посодействовать в ремонте спецприемника УВД Казани. В ответном письме сообщалось, что уточняется смета расчета для ремонта учреждения. Этой весной члены ОНК выявили несоответствие в питании ВИЧ-положительных осужденных в колониях, после чего замдиректора ФСИН России указал начальникам территориальных органов на назначение дополнительного питания всем без исключения ВИЧ-позитивным заключенным.

Если с посещением учреждений регионального Управления Федеральной службы исполнения наказаний никаких проволочек не было, то проблемы с министерством внутренних дел Татарстана носят системный характер, отмечают общественники.

В августе-сентябре 2009 года сотрудники милиции не допустили комиссию, имеющую право на беспрепятственное посещение любых закрытых учреждений республики, в изолятор временного содержания МВД Татарстана, спецприемник УВД Казани и камеры для административно задержанных Вахитовского РУВД Казани. В первом случае милицейское начальство дважды мотивировало свой отказ тем, что в учреждении стоит неприятный запах, а бактериологическое исследование воды выявило ее несоответствие ГОСТу. Председателю ОНК Игорю Шолохову даже прислали копию санитарного предписания, вынесенного медико-санитарной частью ведомства, о запрете посещений задержанных, а также ограничении движения контингента до полного устранения нарушений и особого распоряжения. При этом через несколько дней изолятор временного содержания посетили лояльные министерству внутренних дел председатель Общественной палаты Татарстана Ильгиз Хайруллин и тогдашний уполномоченный по правам человека в республике Рашит Вагизов. Как отметил омбудсман после посещения ИВС, "все нормы содержания соответствуют европейским стандартам", визитеров особенно впечатлил... санитарный блок и блок питания. И ситуация действительно была таковой, что констатировали члены ОНК, посетившие ИВС МВД республики на следующий день. Поэтому тем более непонятна причина отказа сразу же допустить общественных наблюдателей в это спецучреждение.

Летом этого года очередной инцидент произошел в Альметьевске - начальник местного УВД Альберт Закиров первым делом поинтересовался у общественников, принесли ли те деньги на ремонт изолятора временного содержания и спецприемника. Получив отрицательный ответ, он заявил, что не допустит наблюдателей в места принудительного содержания.

В октябре глава Елабужского ОВД указал членам ОНК, что, помимо мандатов, им необходимо предъявить выписку из Федерального закона "Об общественном контроле...". Полковник милиции Сергей Рязанов пояснил, что не обязан знать все нормативно-правовые акты и у него нет времени искать данный закон в Интернете.

"Мы связываем подобные действия МВД Татарстана с нежеланием ведомства вести конструктивный диалог с правозащитниками, которые регулярно выявляют нарушения в спецучреждениях, сообщают о них средствам массовой информации и инициируют прокурорские проверки, - говорит председатель ОНК республики, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. - Такая жесткая позиция членов Общественной наблюдательной комиссии, видимо, не по душе руководству МВД, привыкшей к "послушным" представителям общественности".

Согласно закону об общественном контроле, посещение спецучреждений членами ОНК носят уведомительный характер. Начальник места принудительного содержания может не пустить члена Общественной наблюдательной комиссии только в случае, если там содержится его близкий родственник, а также в случае, если член Общественной наблюдательной комиссии является потерпевшим, свидетелем, защитником или иным лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в месте принудительного содержания. Во всех иных случаях отказ в доступе является нарушением федерального закона.

По данным правозащитников, МВД Татарстана в настоящее время активно продвигает своих сторонников в Общественную наблюдательную комиссию республики. На данный момент в списке кандидатов в ОНК Татарстана нового созыва, опубликованном на сайте Общественной палаты России, 13 человек.

Семеро из них имеют полный комплект документов, в том числе рекомендации Общественной палаты (ОП) Татарстана. Все они представляют тесно сотрудничающие с министерством внутренних дел организации - "Объединение ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск Республики Татарстан", Татарскую республиканскую общественную организацию инвалидов войны в Афганистане и Центр толерантности "Поволжский мир". Например, Совет ветеранов МВД (членом которого является и директор "Поволжского мира" регулярно проводит совместные мероприятия с действующими сотрудниками милиции и, в частности, имеет персональную страницу на сайте МВД Татарстана (https://mvd.tatar.ru/rus/info.php?id=195762). Один из выдвиженцев Лариса Расческова работает в МВД Татарстана в качестве пресс-секретаря криминальной милиции.

Другим кандидатам нынешнему председателю Общественной наблюдательной комиссии Игорю Шолохову, действующим членам ОНК - Лидии Чуприной, Николаю Архипову и Наилю Курамшину, психологу Владимиру Рубашному, подполковнику внутренней службы в отставке, проработавшему более полутора десятка лет в органах Уголовно-исполнительной системы, и директору Центра миротворческих и правозащитных действий Герману Алеткину, консультирующему граждан по вопросам призыва в армию, Общественная палата Татарстана рекомендации предоставить отказалась. По поводу выдвиженцев от Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций "АГОРА" Владимира Рубашного и Германа Алеткина в Аппарате ОП республики и вовсе сказали: "Такую организацию, как "АГОРА", мы не знаем".

"Я вам могу сказать, чем занимается "АГОРА" и Казанский правозащитный центр, - сказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов. - Они занимаются тем, что охраняют граждан от беспредела сотрудников правоохранительных органов. Они занимались способами выработки различных методов, как люди могут защититься от своего бесправия, когда сталкиваются с правоохранительными органами. По материалам Казанского правозащитного центра было не одно уголовное дело в отношении сотрудников милиции, которые глумились над населением".

Также стало известно, что протекцию Общественной палаты Татарстана на выдвижение в ОНК получил и бывший уполномоченный по правам человека в республике Рашит Вагизов, который из года в год не давал оценку растущему числу жалоб населения на действия сотрудников милиции. По последним данным, в Общественной палате России кандидатура бывшего татарстанского омбудсмана была отклонена.

"Создается впечатление, что Общественная палата Татарстана намеренно задвигает отдельных правозащитников и дает "зеленый свет" нужным МВД кандидатам, - отмечает руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. - Действующим членам ОНК в Общественной палате республики заявили, что не будут давать рекомендации на новый срок из-за напряженных отношений членов ОНК с министерством внутренних дел. При этом полностью игнорируется разъяснение Общественной палаты РФ о преемственности состава ОНК. Ничем иным, как "указанием сверху", отказ ОП республики в поддержке шестерых кандидатов от не сотрудничающих с МВД Татарстана общественников, объяснить нельзя. Ведь если Общественная наблюдательная комиссия станет "ручной", то милицейскому руководству можно будет забыть о жалобах на нарушения прав задержанных и арестованных, невыносимые условия содержания в спецучреждениях МВД. Поскольку предъявлять обоснованные претензии ведомству будет уже некому".

10 ноября (в День сотрудника МВД) Общественная палата России назовет новый состав Общественной наблюдательной комиссии Татарстана. Будет ли этот день вдвойне праздничным для МВД Татарстана, мы узнаем совсем скоро.

P.S. В настоящее время в Европейском суде по правам человека рассматриваются несколько жалоб на гибель и пытки людей в милиции Татарстана. Одно из коммуницированных Страсбургским судом дел касается длительного незаконного содержания задержанного в невыносимых условиях в изоляторе временного содержания УВД Набережных Челнов, еще одно - связано со смертью человека после пыток противогазом в Тукаевском райотделе милиции. В этом году Европейский суд также зарегистрировал жалобу казанца, которому, по его словам, правоохранители сломали руку в милицейском учреждении, после чего он вынужден был ходить со штырем в плече.

Новости - Дети