Skip to Menu Skip to Content Skip to Footer

Прокуратура проверит 150 образовательных учреждений Татарстана на денежные поборы (ВИДЕОСЮЖЕТ)

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать

20.09.2011 11:20

С 1 по 10 сентября в Казанском правозащитном центре работала «горячая линия» по школьным поборам: родители звонили и рассказывали о фактах принудительных взносов в заведении, где учится их ребенок. По сравнению с 2009-2010 годами число обратившихся выросло в 6 раз (291 человек). В «черный список» правозащитников попали 150 образовательных учреждений со всех концов Татарстана. Из 171 казанской школы в сводной таблице фигурируют 106 заведений, где, по данным родителей, незаконно требуют сдавать деньги в фонд школы (класса), на охрану, уборку помещений, покупку инвентаря, ремонт и подарки учителям.

«Проблема денежных поборов в школах и детсадах неоднократно поднималась на разных уровнях - от мэра Казани до премьер-министра России, - говорит руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. - Все должностные лица давали однозначную оценку, что единственным критерием законности привлечения денег образовательными учреждениями должна быть добровольность. К сожалению, ситуация не меняется, а география жалоб только расширяется».

Правозащитники отмечают: во время «горячей линии» папы и мамы высказывали опасение, что после их обращения преподаватели будут предвзято относиться к детям в школе, и поэтому не называли своих фамилий. Вместе с тем количество жалоб свидетельствует о том, что проблема со школьными поборами стоит остро и имеет ярко выраженную коррупционную составляющую.

В этом году 98% сообщений касались отсутствия в школах учебников по основным предметам (русский язык и литература, татарский язык и литература, английский, математика и история). Министерство образования и науки Татарстана не видит своей вины в создавшейся ситуации и перекладывает ответственность на директоров школ, якобы несвоевременно заказавших книги либо на ходу поменявших учебный план, согласно которому нужны совсем другие пособия.

Некоторые директоры школ уже публично заявили о срыве сотрудниками минобрнауки поставок учебников в образовательные учреждения. Так, директор Центра образования № 178 Венера Хайрутдинова (в прошлом году ставшего лауреатом республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека") призналась, что федеральный заказ учебников на 2011-2012 учебный год министерство образования и науки Татарстана выполнило на 33,7 процентов. «Просим отнестись с пониманием и, по возможности, самим приобретать учебники», - написала директор в письме папам и мамам учеников.

Сегодня Казанский правозащитный центр направил обобщенную жалобу родителей прокурору Татарстана Кафилю Амирову. Правозащитники указывают, что руководители образовательных учреждений прямо игнорируют представления прокуратуры, которые вносились в их адрес в предыдущие годы.

В ближайший месяц прокурорская проверка ожидает все образовательные учреждения, на которые жаловались родители в ходе «горячей линии».

«В одной из элитных школ Казани прокурорская проверка уже началась, - комментирует ситуцаию руководитель КПЦ Игорь Шолохов. - Кроме того, по нашим данным, некоторые предприимчивые директоры школ уже начали просить родителей подписать бумагу, в которой говорится о добровольном согласии помочь учебному заведению деньгами».

P.S. Жалобы родителей на поборы в школах продолжают поступать в Казанский правозащитный центр по телефону, на электронную почту, через твиттер. Так как «горячая линия» уже завершилась, правозащитники не фиксируют конкретные претензии пап и мам учеников, а разъясняют им незаконность требований администраций школ о сборе денег и советуют обращаться с заявлением в прокуратуру.

Ролик о школьных поборах в Татарстане (подготовлен пресс-службой КПЦ)




Сведения, поступившие на «горячую линию» по школьным поборам в сентябре этого года - pobory_2011.doc

Новости - Дети

Наши достижения

Осуждено должностных лиц  62
Отменено незаконных постановлений  96
Возмещено ущерба  14 млн. 991 тыс. 260 р.
Признаны незаконными действия  95 (ведомств, должностных лиц)
Дел в Европейском суде по правам человека 13