Skip to Menu Skip to Content Skip to Footer

Любопытным носы нынче не отрывают. Их просто пинают (Дело № 22)

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать



От удара Илья отлетел к окну и разбил стекло руками

 

5 января 2004 года, в Правозащитный Центр города Казани поступило заявление от Пронозы Ильи Валерьевича о том, что 21 декабря 2003 года около 18:00  он был задержан сотрудниками патрульно-постовой службы Советского РУВД города Казани. Его доставили в помещение стационарного пункта милиции, находящегося около «Спорт-кафе», на остановке общественного транспорта «Советская площадь». В помещении стационарного пункта милиции сотрудники патрульно-постовой службы нанесли ему телесные повреждения.
В своём объяснении Проноза Илья пояснил, что он 21 декабря 2003 года, в районе 18:00 он пришел на елку Советского района, чтобы встретится с друзьями неподалёку от «Спорт-кафе». К нему подошел сотрудник патрульно-постовой службы и попросил пройти с ним на стационарный пост милиции. Илья требованию сотрудника милиции подчинился, сопротивления не оказывал, нецензурно не выражался. В период доставления никаких противоправных действий со стороны сотрудника милиции не было.
В помещении поста милиции находилось еще трое задержанных: М., Г., Б., с которыми ранее Илья знаком не был. (С ними он познакомился позже, в Советском РУВД). В стационарном пункте милиции Проноза стал интересоваться основанием своего задержания. Сотрудник милиции не стал отвечать. Вместо этого он толкнул Илью, ударил кулаком в живот, после чего нанёс ещё несколько ударов руками по различным частям тела. От ударов Проноза отлетел к окну, которое с внешней стороны было закрыто ставнями, и разбил его руками, сильно порезав их, затем упал на пол. Сотрудник милиции еще несколько раз ударил Илью ногой по разным частям тела. Затем его подняли и посадили на скамейку.
Примерно через две минуты в стационарный пункт милиции зашли ещё четверо сотрудников патрульно-постовой службы. Они без каких-либо объяснений силой взяли Пронозу Илью под руки и, положив его на пол лицом вниз, застегнули ему руки наручниками в положении сзади. После этого нанесли около пяти ударов дубинкой по ногам и грудной клетке и спине, а также нанесли несколько ударов ногами по разным частям тела. Затем Илью и ещё троих задержанных перевезли в Советское РУВД, где он находился около суток, примерно до четырех вечера следующего дня. После чего ему выписали штраф и отпустили.
С целью проверки заявления полученного от Пронозы Ильи Валерьевича были проведены беседы Г., М., Б, которые находились вместе с ним в стационарном пункте милиции. Также были изучены медицинские документы (справка из травм.пункта) подтверждающие наличие телесных повреждений.
Из беседы с Г. стало известно следующее. 21 декабря 2003 года около 18:15 он ждал свою девушку на ёлке у «Спорт-кафе». У него  произошел конфликт с незнакомым парнем. Подошли сотрудники милиции, задержали их и доставили в стационарный пункт милиции (СПМ). После них в СПМ завели ещё одного задержанного, как позже Г. узнал в Советском РУВД, это был Проноза Илья. Г. не заметил у него никаких видимых телесных повреждений. Проноза стал интересоваться причинами своего задержания. Сотрудник  патрульно-постовой службы, доставивший его, сначала никак на это не реагировал, затем подошел к Илье и ударил его кулаком в живот и толкнул, отчего Проноза отлетел к окну и, разбив его, упал на пол. Сотрудник милиции нанёс Пронозе, лежащему на полу, ещё несколько ударов руками и ногами по различным частям тела.
Г. и парня, задержанного с ним, вывели на улицу. В то время, когда их выводили, Г. видел, как к СПМ подъехал милицейский УАЗ, из которого вышли четверо сотрудников патрульно-постовой службы и зашли в помещение. Минут через двадцать их снова завели в СПМ, где на скамейке сидел Проноза Илья. Руки у него были застегнуты наручниками, в положении сзади. Всё лицо и одежда были перепачканы кровью. Г. вместе ещё с тремя задержанными, включая Пронозу, на машине доставили в Советское РУВД, где Г. забрала инспектор по делам несовершеннолетних.
М. пояснил, что 21 декабря 2003 года, около 18:00 он пришел на встречу со своим товарищем Б. на стадион артиллерийского училища. Они встретились и стояли, разговаривали. В это время недалеко от них началась драка. Кто и с кем дрался, М. не знает. Драку стали разнимать сотрудники милиции и многих задержали. Так как М. и Б. находились рядом, то их тоже попросили пройти на пост милиции. Они зашли туда. Примерно через 3-5 минут после того, как они зашли в помещение стационарного поста милиции, туда завели еще одного задержанного. Как М. позже узнал,  его зовут Илья Проноза. Проноза попросил сотрудника милиции разъяснить основания его задержания.  Милиционер не стал отвечать. Вместо этого он толкнул задержанного, после чего нанес еще несколько ударов руками по различным частям тела. Илья никакого сопротивления сотруднику милиции не оказывал. От одного из таких ударов Илья отлетел к окну и разбил стекло руками. М. и Б. попросили выйти. Что было после этого в СПМ, М. не видел. Вскоре подъехала милицейская машина и их всех вместе повезли в Советское РУВД. По дороге М. увидел, что у Ильи на лице были ссадины и кровь. В Советском РУВД М. находился около суток. После чего ему выписали штраф и отпустили.
Б. рассказал то же самое, что и М.
При проведении проверки Пронозой Ильёй Валерьевичем была предоставлена справка из 15 городской больницы от 22 декабря 2003 года подтверждающая наличие у него телесных повреждений в виде ушибов мягких тканей лица, головы.
Таким образом, проанализировав материал проверки, можно предположить, что в действиях сотрудников милиции Советского РУВД усматриваются признаки преступления, предусмотренные ст. 286 ч. 3 п. «а» УК РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы полномочий повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан с применением насилия.
Также в действиях неустановленных сотрудников милиции Советского РУВД усматриваются признаки нарушения ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку сотрудники милиции, являлись представителями государства, в помещении стационарного поста милиции подвергли Пронозу И.В. бесчеловечному и унижающему человеческое достоинство обращению, нанеся ему телесные повреждения.
Исходя из практики Европейского Суда по правам человека, по статье 3 ЕКПЧ,необходимо отметить уязвимость Пронозы И.В., т.к. он был задержан и находился под контролем представителей государства. Возможно, телесные повреждения, причиненные Пронозе И.В., могут показаться достаточно легкими, но они представляют собой свидетельство применения физической силы в отношении него, следовательно, он находился в неравном положении; подобное обращение носит характер одновременно бесчеловечного и унижающего достоинство (Решение Европейского Суда по правам человека от 27 августа 1992 г. Томази (Tomasi) против Франции).
На основании вышеизложенного полагаю:
1.Предварительную проверку по данному материалу считать законченной.
2.На основании результатов предварительной проверки можно сделать вывод о том, что в данном случае усматриваются признаки нарушения ст. 3 ЕКПЧ.
3. Организовать проведение общественного расследования.

Специалист отдела общественных расследований
Правозащитного Центра города Казани


Приведенные здесь факты собраны в ходе проведенного Правозащитным Центром г. Казани общественного расследования. Все заявления и объяснения граждан даны добровольно. Не все указанные факты могут быть подтверждены государственными органами. Сотрудники Правозащитного Центра г. Казани уверены, что фактические обстоятельства свидетельствуют о неправомерных действиях агентов государства. Правозащитный Центр оставляет за собой право добиваться эффективного официального разбирательства по ним, включая международные инстанции.

Мы готовы предоставить более подробную информацию, факты и доказательства по каждому делу. Для этого нужно написать нам письмо.

Дела - Правоохранители