Skip to Menu Skip to Content Skip to Footer

Избили и отправили в медвытрезвитель (Дело № 20)

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать



Ушиб грудной клетки, повреждения нижних ребер... Сергей до сих пор не в состоянии забыть "общения" с милиционерами.

 

25 ноября 2003 года в Правозащитный Центр г. Казани обратилась Ионова Мария Львовна. Она рассказала, что 19 декабря 2003 года ее муж, Ионов Сергей Михайлович, был задержан сотрудниками  милиции и доставлен в ОМ «Д.». Это произошло около восьми часов вечера. По утверждению Марии Львовны, в отделе супруга избили. Врачом Республиканской клинической больницы Х. были выявлены следующие телесные повреждения: ушиб грудной клетки справа, повреждения нижних ребер.
В ходе предварительной проверки была проведена беседа с Ионовой Марией Львовной, Ионовым Сергеем Михайловичем, его другом Р. и врачом скорой медицинской помощи С.
Были изучены документы:
1) Справка из Приемного отделения Республиканской клинической больницы, выданная Ионову С.М. от 20 ноября 2003 года.
2) Постановление об отказе в возбуждении  уголовного дела по заявлению Ионова С.М. от 30 ноября 2003 года.
По результатам предварительной проверки установлено, что:
19 ноября 2003 года в 8 часов c утра Ионов Сергей Михайлович был абсолютно здоровым, вышел из дома, завёл 5-летнюю дочь в детский сад и пошёл на работу. В обычное время вечером домой он не вернулся.
Из беседы с гражданином Ионовым Сергеем Михайловичем стало известно, что 19 ноября 2003 года в период времени с 19.00 до 21.00 он со своим другом Р. возвращался из гаража, где ремонтировал свою автомашину. На остановке  (примерно в 19.00) они расстались. Р. пошел домой, а Ионов по дороге домой зашел в рюмочную. По словам Р., в это время у Сергея никаких видимых телесных повреждений не было. На плохое самочувствие он не жаловался.
Cо слов Ионова, после рюмочной (примерно в 20.00) он пошел домой. В это же время его задержали сотрудники милиции и доставили в ОМ «Д.». Ионова поместили в камеру для административно задержанных. Помимо него в камере находился незнакомый ему человек. Через некоторое время Ионова из камеры вывел сержант милиции в полевой форме, завел его в соседнее помещение, где находился еще один сотрудник милиции в звании сержанта. Они, не объясняя  причин, повалили Ионова на пол и стали избивать ногами по разным частям тела. Мужчина не оказывал никакого сопротивления, через некоторое время он потерял сознание. Когда Ионов очнулся, то увидел, что сидит напротив участкового, который задавал ему какие-то вопросы. Со слов избитого, он не понимал, о чем его спрашивают, поскольку находился в полусознательном состоянии. Через некоторое время он снова потерял сознание. Очнулся Ионов уже в милицейском УАЗе, который привез его в медицинский вытрезвитель, откуда Сергея забрала жена.
Дежурный медицинского вытрезвителя по телефону сообщил, что ее супругу плохо, он не в состоянии ходить, не может дышать и говорит, что его избили в отделении ОМ «Д.» дежурные милиционеры. В вытрезвителе Марии Львовне показали рапорт, в котором было написано, что ее муж нецензурно выражался и бился головой о стену в камере. По дороге домой Сергей стал задыхаться, поэтому Ионова повезла его в Республиканскую клиническую больницу (РКБ), где врач Х. поставил Сергею диагноз - ушиб грудной клетки. Это подтверждается справкой из приемного отделения РКБ. Ионов находился в Приемном отделении РКБ с 00.20 ч. до 01.00 ч. 20 ноября. Это так же подтверждается вышеуказанной справкой. Врач РКБ порекомендовал ему на следующий день обратиться к хирургу, поэтому супруги Ионовы уехали домой.
Примерно в 8-9 часов утра 20 ноября 2003 года Сергей снова стал задыхаться, жена вызвала ему скорую помощь. Его доставили его в 15-ю городскую больницу, где его осмотрели. Со слов врача скорой помощи С., у Ионова С.М. были выявлены: повреждения нижних ребер, была отбита почка, пациент жаловался на затруднения дыхания, боль в груди. Никаких повреждений и травм головы у Ионова врачом обнаружено не было.
Со слов медработников 15-й городской больницы, Ионова М.Л. узнала, что у Сергея пневмонический перелом ребра, отбиты почки. Сергея на машине скорой помощи перевезли в 12-ю городскую больницу, где ему сделали операцию.  Врач констатировал, что от удара ребро пробило лёгкое, в нём образовалась дыра, через которое легкое заполняется воздухом. Если бы пациента своевременно не прооперировали, то он бы; умер через неделю.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 ноября 2003 года, вынесенном старшим следователем прокуратуры Приволжского района г. Казани указано следующее. Ионов, находясь в камере для административно задержанных, сидел на корточках и бился головой об стену. Также в постановлении неоднократно отмечается, что на лице Ионова была ссадина. По словам сотрудников милиции, он получил ее в рюмочной. В постановлении ни слова не говорится об ушибах грудной клетки, зафиксированных врачами 12-й, 15-й больниц г. Казани и РКБ, повлекших необходимость проведения Ионову экстренной операции. По факту причинения Ионову телесных повреждений в рюмочной проверка не проводилась,  уголовное дело возбуждено не было.
Таким образом, проанализировав материал проверки, можно предположить, что в действиях неустановленных сотрудников милиции содержатся признаки преступления, предусмотренные ст. 286 ч. 3 п. «а» Уголовного Кодекса РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан с применением насилия или угрозой его применения.
Также в действиях неустановленных сотрудников ОМ «Д.» усматриваются признаки нарушения ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку сотрудники милиции, являясь представителями государства, в помещении отдела милиции подвергли Ионова С.М. бесчеловечному и унижающему человеческое достоинство обращению, нанеся ему телесные повреждения.
Исходя из практики Европейского Суда по правам человека по статье 3 ЕКПЧ, если лицо, получает телесные повреждения, находясь в условиях лишения свободы, в результате применения представителями властей физической силы, то бремя доказывания однозначно возлагается на власти, осуществляющие задержание лица, и именно они должны объяснить появление полученных травм (Решение Европейского Суда по правам человека от 28 июля 1999 г. Сельмуни против Франции).
На основании вышеизложенного полагаю,
1.Предварительную проверку по данному материалу считать законченной.
2.На основании результатов предварительной проверки можно сделать вывод о том, что в данном случае усматриваются признаки нарушения ст. 3 ЕКПЧ.
3.Организовать проведение общественного расследования.
Специалист отдела общественных расследований
Правозащитного Центра города Казани


Хроника Антипроизвола

2003 год
30 ноября
Старшим следователем прокуратуры Приволжского района города Казани Колбасом А.Н. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников дежурной части ОМ "Дубравный" Приволжского РУВД города Казани.

2004 год
27 января
Прокуратурой Республики Татарстан вынесено постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела по п."а" ч.3 ст.286 УК РФ в отношении Сметанина О.Ю.

Апрель
Прокуратурой Приволжского района города Казани дело направлено в  районный суд.

12 мая
Судебное заседание состоялось. Продолжение процесса назначено на 19 мая.

19 мая
Приволжский районный суд признал сержанта МВД Сметанина О.Ю. виновным в совершении преступления, предусмотренного п.а ч.3 ст.286 и приговорил к четрем годам лишения свободы,с применением ст.74, к трем годам условно. Также Олега Сметанина лишили права занимать должность в правоохранительных органах в течение 3 лет.

Адвокат, предоставленный пострадавшему Сергею Ионову подал иск к администрации Приволжского района о взыскании компенсации морального вреда.

23 ноября
Приволжский районный суд г. Казань, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску, определил:
Произвести замену ненадлежащего ответчика.
Привлечь в качестве ответчика по иску Ионова С.М. Министерство финансов РТ.
Освободить Администрацию Приволжского района г. Казань от участия в деле в качестве ответчика и привлечь ее к участию в том же процессе в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований.
Разбирательство дела отложить и назначить на 16 декабря 2004 года.

16 декабря
Приволжский районный суд г. Казань, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску, решил:
В удовлетворении иска Ионову С.М. к Министерству финансов РТ о взыскании компенсации морального вреда отказать.

27 декабря
Адвокатом подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ на решение Приволжского районного суда г.Казань от 16 декабря, которым отказано в удовлетворении исковых требований Ионова С.М. к Министерству финансов РТ о взыскании компенсации морального вреда.

2005 год
3 февраля
Верховный суд РТ удовлетворил жалобу адвоката и направил дело на новое судебное рассмотрение в Приволжский районный суд г. Казань.

17 февраля.
Судебное заседание отложено на 11 апреля в связи с неявкой третьих лиц.

 



Приведенные здесь факты собраны в ходе проведенного Правозащитным Центром г. Казани общественного расследования. Все заявления и объяснения граждан даны добровольно. Не все указанные факты могут быть подтверждены государственными органами. Сотрудники Правозащитного Центра г. Казани уверены, что фактические обстоятельства свидетельствуют о неправомерных действиях агентов государства. Правозащитный Центр оставляет за собой право добиваться эффективного официального разбирательства по ним, включая международные инстанции.

Мы готовы предоставить более подробную информацию, факты и доказательства по каждому делу. Для этого нужно написать нам письмо.

Дела - Правоохранители