Skip to Menu Skip to Content Skip to Footer

Сплошной синяк на память о милиции (Дело № 17)

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать



На 17-летнего Диму пытались повесить убийство целой семьи

 

25 ноября 2003 года в Правозащитный Центр г. Казани обратилась гражданка Бурмакина Татьяна, 1967 года рождения, которая сообщила о следующем: пока она была вместе с мужем Бурмакиным Дмитрием, племянником Гнеденковым Алексеем и его женой Гнеденковой Олесей в городе Азнакаево у родственников (14-19 августа 2003 года), 18 августа 2003 года в г. Казани примерно в 22 часа сотрудниками Приволжского РУВД г. Казани был задержан ее сын Корчагин Дмитрий по подозрению в совершении убийства. Бурмакина Т.Л. также сообщила, что 18-20 августа 2003 года Корчагин Д.А. содержался в Приволжском РУВД. Жалоб на действия сотрудников милиции у него не было. В ночь с 20-21 августа 2003 года Корчагин находился в Ново-Савиновском РУВД г.Казани, где Бурмакина Т.А. увидела у сына телесные повреждения. Сын ей рассказал, что его избили сотрудники Ново-Савиновского ОУР, заставили дать признательные показания в убийстве.
По результатам предварительной проверки установлено, что:
Корчагин Дмитрий, 16 октября 1986 года рождения был задержан 18 августа 2003 года сотрудниками милиции по подозрению в совершении убийства 4-х лиц в г. Казани  по улице Амирхана в ноябре 2002 года и доставлен в Приволжское РУВД.
В период с 18 по 20 августа 2003 года Корчагин Д.А содержался в Приволжском РУВД г. Казани. Телесных повреждений у него не имелось, что стало известно со слов матери и его девушки Тимохиной Елены, которые видели Корчагина в Приволжском районном суде 20 августа 2003 года, когда принималось решение об избрании меры пресечения. На действия сотрудников милиции Корчагин не жаловался.
В ночь с 20-21 августа 2003 года Корчагина Д.А. отвезли в Ново-Савиновское РУВД г. Казани. 21 августа 2003 года в районе 13-14 часов следователь прокуратуры Столяров проводил допрос Корчагина Д. в качестве подозреваемого в присутствии его матери, Бурмакиной Т.Л. Со слов Бурмакиной Т.Л. сын во время допроса был подавлен и очень испуган. Допрос записывался на видеокамеру. В ходе допроса сотрудники ОУР не присутствовали. У Дмитрия была рассечена правая бровь и суставы обеих рук были опухшие. После допроса он остался наедине с матерью в вышеуказанном кабинете и рассказал ей, что преступление, в котором его заставляли признаться, он не совершал, его всю ночь били сотрудники милиции. Сколько их было, кто они, их звания, должности, фамилии, имена он не говорил. Дмитрия били, надевали противогаз на голову, перекрывали подачу воздуха, запуская табачный дым, вставляли между пальцами шариковую ручку и сжимали ладонь. Это продолжалось всю ночь, сломавшись под этим насилием, он признался в совершении убийства трех из четырех человек на ул. Амирхана в ноябре 2002 года. 21 августа 2003 года Корчагина Д.А. сотрудники милиции и следователь прокуратуры привезли домой для проведения обыска у него в квартире. Его мать, Бурмакина Т.А., попросила сотрудников милиции переодеть Диму. Свитер поменять не дали, сказав, что нет ключей от наручников. Когда она мыла ему ноги и подняла штанины брюк, то увидела, что на ногах имеются многочисленные ссадины.
Примерно 26 августа 2003 года Корчагина Дмитрия в Ново-Савиновском РУВД видела его девушка Тимохина Е.В. Дмитрий был очень подавлен и испуган. Правая бровь у него была рассечена.
С 4-6 сентября 2003 года была проведена судебно-медицинская экспертиза Корчагина Д.А. экспертом РБ СМЭ МЗ РТ Оладошкиным О.Ю. В ходе экспертизы были выявлены следующие телесные повреждения:
- ссадины на передней поверхности грудной клетки слева в проекции 3-го ребра, давностью образования в пределах 7-14 суток;
- ссадины в поясничной области,  давностью образования в пределах 7-14 суток;
- ссадина на грудной клетке слева во 2-м межреберье, давностью образования в пределах 5-7 суток;
- ссадины в области локтевого сустава, давностью образования в пределах 5-7 суток;
- ссадины на задней поверхности грудной клетки слева, давностью образования не менее 10 суток;
- ссадины на левом плече, давностью образования не менее 10 суток;
- ссадины на правом бедре, давностью образования не менее 10 суток;
- участки изменения кожных покровов в области 2-5 пальцев левой кисти, давностью образования не менее 10 суток;
- участки изменения кожных покровов в области голеностопного сустава, давностью образования не менее 10 суток.
Согласно выводам экспертизы, давность образования телесных повреждений соответствует периоду нахождения Корчакова Д.А. в органах внутренних дел.
Корчагиным Д.А. была подана жалоба от 14.10.2003 года на имя прокурора РТ Амирова К.Ф. о применении в отношении него насильственных действий со стороны сотрудников Приволжского РУВД, Ново-Савиновского РУВД г. Казани и УВД г. Казани. В жалобе Корчагин сообщает, что вынужден был признаться в совершении преступления, которого он не совершал и дать ложные показания в отношении других людей, потому что не выдержал издевательств со стороны сотрудников милиции. На эту жалобу следователь постоянно действующей группы  прокуратуры РТ Нехотяев В.В. вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.10.2003, мотивируя тем, что в ходе расследования не было выявлено ни одного факта применения насилия к обвиняемому и было высказано предположение, что данное очередное заявление было написано с целью отвлечения следствия от расследования инкриминируемых деяний.
Таким образом, проанализировав материал проверки, можно предположить, что в действиях сотрудников милиции содержатся признаки преступления, предусмотренные ст. 286 ч. 3 п. «а» Уголовного Кодекса РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан с применением насилия или угрозой его применения.
Также в действиях неустановленных сотрудников Ново-Савиновского РУВД усматриваются признаки нарушения ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку сотрудники милиции, являясь представителями государства, в помещении отдела милиции подвергли Корчагина Д.А. бесчеловечному и унижающему человеческое достоинство обращению, нанеся ему телесные повреждения.
Исходя из практики Европейского Суда по правам человека по статье 3 ЕКПЧ, если лицо, получает телесные повреждения, находясь в условиях лишения свободы, в результате применения представителями властей физической силы, то бремя доказывания однозначно возлагается на власти, осуществляющие задержание лица, и именно они должны объяснить появление полученных травм. (Решение Европейского Суда по правам человека от 28 июля 1999 г. Сельмуни против Франции)
На основании вышеизложенного полагаю,
1.      Предварительную проверку по данному материалу считать законченной.
2.      На основании результатов предварительной проверки можно сделать вывод о том, что в данном случае усматриваются признаки нарушения ст. 3 ЕКПЧ.
3.   Приступить к реализации данного материала.
Специалист отдела расследований
Правозащитного Центра города Казани


Хроника Антипроизвола

2003 год
23 октября
Следователем постоянно действующей группы прокуратуры Республики Татарстан вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению поступившего от обвиняемого Корчагина Д.А. по основанию п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ.
2004 год
31 января
Правозащитный Центр города Казани направил жалобу в Вахитовский районный суд города Казань на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и просьбу отменить постановление следователя. Также была направлена просьба в прокуратуру Республики Татарстан о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции, в действиях которых усматривается состав преступления, предусмотренный пю «а» ч.3 ст.286 УК РФ.

25 марта
Вахитовским районным судом города Казань в удовлетворении жалобы об отказе в возбуждении уголовного дела было отказано.


Приведенные здесь факты собраны в ходе проведенного Правозащитным Центром г. Казани общественного расследования. Все заявления и объяснения граждан даны добровольно. Не все указанные факты могут быть подтверждены государственными органами. Сотрудники Правозащитного Центра г. Казани уверены, что фактические обстоятельства свидетельствуют о неправомерных действиях агентов государства. Правозащитный Центр оставляет за собой право добиваться эффективного официального разбирательства по ним, включая международные инстанции.

Мы готовы предоставить более подробную информацию, факты и доказательства по каждому делу. Для этого нужно написать нам письмо.

Дела - Правоохранители